Бесплатная консультация юриста по телефону:
+7 (499) 677-16-96

Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Значение закона № 122-ФЗ трудно переоценить, поскольку именно благодаря ему в РФ сегодня действует Единый государственный реестр недвижимости, представляющий собой информационный ресурс государства, содержащий в себе упорядоченные сведения обо всех объектах недвижимости, их владельцах, основаниях возникновения/прекращения вещных прав, а также существующих обременениях и арестах. Сведения указанного реестра общедоступны и могут быть представлены любому желающему за незначительную плату и в установленных законом объемах.

С принятием данного закона в 1997 году изменения претерпели и положения действующего ГК РФ. Так, моментом возникновения прав на недвижимость стала считаться их регистрация в Росреестре независимо от оснований их приобретения. Проще говоря, даже подписав с контрагентом договор о приобретении объекта недвижимости, вы становитесь ее полноправным собственником исключительно после внесения в реестр необходимых сведений.

Необходимые документы

Согласно приказу Минюста РФ № 184 для регистрации приобретенного вещного права необходимо представить пакет следующих документов:
1. Заявление.
2. Один из нижеуказанных правоустанавливающих док-тов:
а) гражданско-правовое соглашение (о купле-продаже, ренте, дарении, мене и т. п.);
б) нотариально удостоверенное св-во о наследстве;
в) решение судебного органа (о признании за заявителем конкретного вещного права);
3. Нотариально удостоверенное заявление от супруга (согласие на сделку).
4. Решение опекунского совета (если в сделке по приобретению/отчуждению участвовали несовершеннолетние лица).
5. Платежный документ (поручение, квитанция, чек и т. п.), подтверждающий уплату гос. пошлины (по желанию).

В настоящий момент законодательство не содержит в себе требований о предоставлении платежного документа об уплате гос. пошлины, однако, если сведения о ее внесении будет отсутствовать в информационной системе о проведенных платежах, то поданное вами заявление о регистрации будет оставлено без рассмотрения.

Порядок представления документов

Указанный выше пакет документов может быть представлен заявителем лично (через МФЦ) либо посредством почтового сообщения, в том числе и электронного. Правда, сразу необходимо учесть, что в случае отправки документов через отделение почтовой связи правоустанавливающий документ, а также подпись под заявлением должны быть удостоверены органами нотариата. Кроме этого, к названным документам нужно будет приложить фотокопию общегражданского паспорта заявителя.

Отправка документов посредством электронного почтового сообщения потребует от заявителя наличия квалифицированной электронной подписи (усиленной), которой и должны быть удостоверены подаваемые в Росреестр документы как того и требует Приказ Минэкономразвития № 723.

В случае подачи заявления лично, от заявителя лишь потребуют предъявления общегражданского паспорта. В обмен на сданные в Россрестр документы вам обязаны предоставить расписку об их получении либо сведения об их приеме, если использовалось электронное почтовое сообщение.

Срок регистрации вашего вещного права не может превышать 10 дней (в Москве — 12), по истечении которых вам обязаны выдать новый правоустанавливающий документ либо уведомление об отказе в производстве регистрационных действий, которое может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.