Бесплатная консультация юриста по телефону:
+7 (499) 677-16-96

Как правильно составить претензию?

Претензия – это оформленное в письменной форме требование об устранении всяких нарушений права к должнику или же иному лицу, нарушившему ваши права или условия договора.

В повседневной жизни необходимость написания претензии физическим лицом чаще всего возникает в рамках закона «О защите прав потребителей», при покупке некачественного товара или же получении несоответствующих услуг. Бывают и другие ситуации: например, при невозврате взятых в долг денежных средств. Претензия – это способ решить спор мирным путем, не доводя дело до суда и обязательное условие, которое необходимо выполнить перед обращением в суд. Как же правильно составить претензию о возврате некачественного товара или возвращении денежных средств по простому договору займа?

Требования к претензии не оговорены ни в одном из законов и носят рекомендательный характер, будучи сформированы на основе обоих требований к документам и правоприменительной практики. Требования к претензии можно найти в комментариях к нормативным актам или в разъяснениях.

Реквизиты

В правом верхнем углу указывается наименование получателя претензии и его адрес. После реквизитов лица, или организации, которым предъявляется претензия, указываются реквизиты ее подателя – ФИО, полный адрес и, желательно, номер контактного телефона на случай благополучного разрешения спора.

После реквизитов можно, по желанию, указать дополнительную информацию – номер договора или сделки, например.

Вводная и описательная части

В тексте претензии описывается правоотношение, послужившее основанием для обращения с претензией. Например, заключение договора займа или факт покупки товара с указанием всех реквизитов документов, времени и дат совершения сделки.

После чего следует описание нарушенного права заявителя: недостатки товара, ненадлежащее качество, отказ в возвращении денег в связи с истечением срока.

В описательной части указываются основания – в том числе правовые, по которым вы считаете, что ваше право нарушено. Отсылки к пунктам договора или же нормам закона сделают претензию аргументированной и весьма значимой, показав всю серьезность ваших намерений и желание идти до конца.

Требования

В конце претензии формулируются четкие, однозначные требования, которые получатель претензии должен удовлетворить. Можно указать два требования, предоставив право выбора. Например: осуществить бесплатное устранение недостатков услуги или же возврат денег, уплаченных за ее оказание в случае отказа от устранения недостатков. При необходимости, к претензии прилагается расчеты сумм долга или компенсаций.

Также к претензии должны быть приложены копии кассовых или товарных чеков, договора, иных бумаг, подтверждающих факт возникновения правоотношений между заявителем и правонарушителем. При наличии заключений о качестве товара – все они должны быть приложены к претензии в копиях, подлинники обязательно оставляйте у себя, поскольку они пригодятся вам в суде в случае отказа.

Направление претензии

Претензию лучше всего направлять заказным письмом с уведомлением, что позволит получить объективные данные о ее получении адресатом. При личном принесении претензии изготовьте второй экземпляр, на котором лицо, принявшее претензию, обязано поставить свою подпись. Если же лично сдать претензию не получается – отправляйте ее по почте. По истечении 30 дней с момента направления требований или при отказе в их удовлетворении вы имеете право на обращение в суд.

В завершение

От грамотно и верно составленной претензии зависит реакция лица или организации, которым она адресована. Несмотря на обилие всевозможных образцов и советов в сети, составление претензии остается достаточно сложным делом, которое лучше всего доверять профессионалам, обратившись за юридической помощью при составлении претензии. Чем убедительнее и в правовом смысле грамотнее составлен данный документ, тем больше шансов на добровольное удовлетворение заявленных требований. Нарушитель ваших прав, видя обоснованные и сделанные со ссылками на нормы закона доводы, предпочтет решить спор добровольно, не дожидаясь судебного взыскания с сопутствующими штрафами и компенсацией судебных расходов.