Бесплатная консультация юриста по телефону:
+7 (499) 677-16-96

Как оформить опекунство?

Опека

 

В соответствии с действующим гражданским законодательством основным назначением опеки является надлежащее обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, признанных недееспособными, в порядке гражданского судопроизводства.

Сфера применения опеки

В отличие от попечительства, устанавливаемого над детьми, не достигшими совершеннолетия и лицами злоупотребляющими алкоголем и наркотическими средствами, опека устанавливается над гражданами, страдающими разнообразными психическими заболеваниями, исключающими вменяемость. Наличие подобных заболеваний влечет за собой невозможность самостоятельного использования предоставленных конституцией и гражданским кодексом прав и выполнения накладываемых этими же нормативными актами обязанностей.

Кто может быть опекуном

Для того, чтобы стать опекуном того или иного лица, желающий сделать это гражданин должен отвечать выдвигаемым к нему действующим законодательством требованиям, суть которых сводится к следующему;

1) достижение опекуном совершеннолетия;

2) наличие у него полной гражданской дееспособности (т.е. опекун должен быть психически здоровым и не злоупотреблять алкоголем и наркотиками);

3) отсутствие судимостей за умышленные преступные посягательства, связанные с причинением вреда жизни и здоровью окружающих;

4) соответствие морально-этическим и личностным качествам опекуна (имеется в виду моральный облик, наличие постоянной работы и т.д.);

5) согласие подопечного (наличие у него стойкого желания быть подопечным именно данного опекуна).

Стоит отметить, что оформить опеку над лицами, прибывающими под надзором учреждений образовательного, медицинского и социального характера невозможно, в силу того, что они и так уже находятся под опекой государства.

Документальное сопровождение процедуры оформления опеки

Для того, чтобы взять под опеку то или иное лицо, необходимо иметь в наличии следующие документы:

1) заявление, выражающее волю конкретного лица оформить опеку над недееспособным гражданином;

2) справка, выдаваемая по месту постоянной работы и подтверждающая уровень доходов опекуна, с обязательным указанием занимаемой им на предприятии должности и размера среднего уровня заработной платы за последний год (безработные вправе предоставить любой другой документ, доказывающий наличие у них постоянного дохода; пенсионеры подают копию своего удостоверения и справку из ПФ о размере начисляемой и выплачиваемой пенсии);

3) правоустанавливающий документ на жилье или документ, подтверждающий наличие у опекуна права пользования жильем (к примеру, выписка из домовой книги);

4) копия лицевого счета опекуна;

5) справка из ОВД об отсутствии судимости за насильственные преступные посягательства;

6) справка об общем состоянии здоровья (медицинское заключение терапевта);

7) копия свидетельства о заключении брака (при наличии);

8) согласие всех домочадцев на проживание в жилище подопечного (заявления членов семьи об отсутствующих возражениях по этому поводу);

9) документ, подтверждающий соответствие жилища санитарным и техническим нормативам (можно получить непосредственно в органе опеки);

10) общегражданский паспорт + копии;

11) автобиографические сведения опекуна.

По истечению одной недели с момента представления пакета документов, сотрудники органа опеки выезжают на место будущего жительства подопечного, с целью изучения его соответствия предъявляемым требованиям и составлении на месте акта обследования жилого помещения. После этого, в течение 15 календарных дней, орган опеки обязан принять решения о предоставлении опекунства либо в его отказе, с разъяснениями по поводу возможности его обжалования. Выданное органом опеки разрешение является действительным в течение двухлетнего срока, считая с момента его принятия.